У Джеффри европейские корни
Джеффри Раш появился на свет 6 июля 1951 года в небольшом австралийском городке Тувумба, штат Квинсленд, известном своей обширной зеленой зоной с природоохранными заповедниками. Семья мальчика не была связана с кино или театром: отец работал бухгалтером в военно-воздушных силах Австралии, а мать была продавцом в местном магазине.
«Я, как мне кажется, все больше становлюсь похожим на свою бабушку, а у нее как раз немецкие корни. Причем, и внешне тоже».
Раш воспитывался в доме бабушки и дедушки
«Я был очень тесно привязан к бабушке, дедушке и, конечно, маме, но не так сильно к моему отчужденному отцу. Он оставался далекой фигурой, больше похожей на дядю… Я никогда не испытывал беспокойства, потому что забота близких помогала справиться со всеми трудностями».
В детстве Джеффри посещал кружок драматического искусства
«Я зарекомендовал себя, став клоуном, и одна из моих учительниц, мисс Хаммонд, всегда заставляла меня выступать с пародиями перед классом. Она была одной из ключевых женщин, которые оказали на меня огромное влияние наряду с мамой и бабушкой. Мое взросление действительно было связано с женскими фигурами».
Раш обожал школу, в особенности драматический кружок — там под руководством талантливого педагога они с одноклассниками ставили совсем не детские спектакли. На школьной сцене дети играли циничные черные комедии — например, «Мышьяк и старые кружева» по пьесе Джозефа Кессельринга — и драмы с «двойным дном». Это помогло будущему актеру влюбиться в театр и осознанно подойти к выбору карьерного пути.
Раш жил вместе с Мэлом Гибсоном несколько месяцев
Окончив школу, Джеффри поступил в старейший Университет Квинсленда, где изучал английскую литературу и драматическое искусство. В 1970 году, еще в бытность студентом, Раш работал в новообразованной Театральной компании Квинсленда — и принял участие в 17 пьесах в качестве актера, автора сценариев и режиссера. В середине 1970-х он переехал в Париж для обучения в школе выдающегося мима Жака Лекока.
Вернувшись на родину, Раш продолжал покорять австралийскую сцену, получая роли в постановках Чехова, Шекспира и Уайльда. Лучшей его работой этого периода считается партия в пьесе «В ожидании Годо» — ее адаптация была признана самым значительным англоязычным спектаклем XX века. В постановке вместе с Рашем появился и Мэл Гибсон. С тогдашним кандидатом на роль Безумного Макса им приходилось делить не только сцену, но и съемную квартиру.
Спектакли с участием Джеффри Раша пользуются популярностью по всему миру
Постановки, знакомые австралийской публике, с успехом демонстрировались и на других материках: он не раз появлялся на Бродвее в пьесах Чехова («Дядя Ваня») и Бомарше («Женитьба Фигаро»). А в 1989 году Раш сорвал аплодисменты московского Театра на Таганке, где прогремела премьера постановки «Записки сумасшедшего» по одноименной повести Николая Гоголя.
Раш дебютировал в кино в 30 лет
Роли были второплановыми и почти незаметными. Так и не добившись успеха, Раш на несколько лет оставил попытки закрепиться в кино и сконцентрировался на театральной карьере. Вновь попробовать себя перед камерами он решился в 1986 году в австралийской драме «Двенадцатая ночь». Однако и этот опыт оказался не слишком удачным, поэтому Джеффри забыл о кино почти на десять лет — а потом вспомнил, в 1996 году.
Успех в кино пришел к Джеффри в 45 лет
На кастинге фильма «Блеск», посвященного австралийскому пианисту Дэвиду Хельфготту, Раш соревновался с голливудскими мастодонтами Томом Крузом и Рэйфом Файнсом, но все же получил роль не в последнюю очередь благодаря своему театральному опыту. Почти половину жизни его герой был жертвой психологического насилия со стороны отца, долгое время лечился в клинике, но все же сумел преодолеть все испытания и вернуться в мир музыки.
Успех был оглушительным, а игра австралийца явилась настоящим откровением для публики и профессионалов. «Блеск» стал поворотным моментом в карьере Раша: он не только получил охапку престижных наград, включая «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус» и премию Гильдии актеров США, но и открыл для себя дорогу в большое кино. С этого момента такого драматического актера в своих фильмах мечтали видеть многие режиссеры.
Раш — звезда исторического и биографического кино
Эта тенденция продолжилась и в новом столетии. Раш с большим удовольствием раз за разом возвращался к жанру в байопике о Фриде Кало, в очередной австралийской экранизации истории о грабителе Неде Келли и других. Наиболее известной исторической картиной с участием Раша стал «Король говорит!», благодаря которому австралиец вновь претендовал на актерский «Оскар». Всего в его карьере были четыре номинации и одна победа.
Впрочем, любовь публики Джеффри принесли вовсе не байопики или историческое кино. Большинство зрителей по всему миру знает актера по приключенческой саге «Пираты Карибского моря», где Рашу пришлось облачиться в аутентичный пиратский костюм и сыграть капитана Гектора Барбоссу.
Джеффри состоит в браке уже больше 30 лет
Со своей будущей женой Джейн Менелос актер познакомился в театре — они вместе работали над постановкой пьесы «Как важно быть серьезным». Свадьбу артисты сыграли в 1988 году, и с тех пор пара неразлучна. Впоследствии они не раз вместе появлялись на одной сцене и даже играли в ленте «Перо маркиза де Сада». У супругов двое детей — дочь Анжелика и сын Джеймс.
В 2017 году Джеффри обвинили в домогательствах. Сиднейский таблоид The Daily Telegraph опубликовал несколько статей, в которых актрисы из спектакля «Король Лир» жаловались на непристойное поведение актера в 2015-м. Однако спустя несколько лет Федеральный суд Австралии постановил, что Раш стал жертвой ложных обвинений в домогательствах — издание не смогло подтвердить правдивость опубликованной информации.
Раш — обладатель премии «Австралиец года-2012»
В 2012 году Джеффри Раш стал обладателем уникальной награды — звания «Австралиец года», которое каждый год присваивается людям, приносящим «самую большую честь Австралии». Отборочная комиссия учитывает три основных критерия: лауреат должен продемонстрировать превосходство в своей области, внести значительный вклад в развитие австралийского общества и нации, а также стать вдохновляющей ролевой моделью для общества.